Воспитатель Лямина Лариса Владимировна

Статья «Песочное рисование» как средство развитие тактильно – кинестетического восприятия у дошкольников с ОВЗ .

 «Песочное рисование» как средство развитие тактильно – кинестетического

восприятия  у дошкольников с ОВЗ . Воспитатель Лямина Лариса Владимировна.

В одном мгновении видеть вечность,

Огромный мир - в зерне песка,

Единой горсти – бесконечность,

И небо - в чашечке цветка. 

(Уильям Блейк.)

Рисование в дошкольном возрасте – это творческий процесс, позволяющий ребенку ощутить самого себя, выразить свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, выражать мечты и надежды.  Рисование развивает чувственно-двигательную координацию. Его достоинство заключается в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций. Рисование - это способ постижения своих возможностей и окружающей действительности,  способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций. Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний. Используются как традиционные, так современные техники рисования.

Известно очень много разнообразных техник нетрадиционного рисования – это и кляксография, и монотипия, и рисование ватными палочками (пуантилизм) и мятой бумагой, тычком щетинной кисти , пластилинография, ниткография. 

Но особый интерес у детей, да и у взрослых вызывает такая техника, как «рисование песком». И это не случайно. Волшебство песка, его податливость  просто влюбляют в себя с первого знакомства. И с самого раннего детства, дети играя в песочнице у себя во дворе или на берегу моря,  даже не задумываясь, пытаются рисовать руками. 

Принцип «терапии песком» был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека играть с песком, и сама его структура подсказали Юнгу эту идею. Ведь песок состоит из мельчайших крупинок, которые только при соединении образуют любимую нами песочную массу. Многие психологи видят в отдельных крупинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе воплощение Жизни во Вселенной.

Потребность возиться с песком заложена в нас на подсознательном уровне. Замечали ли вы когда-нибудь, что успокаиваетесь, пропуская мелкий морской песок сквозь пальцы? Это тот самый материал, с помощью которого мы начинаем познавать мир. Кроме того, сам материал – песок, – обладает уникальным свойством: он заземляет негативные эмоции, которые «уходят сквозь песок», гармонизирует состояние человека. Это очень благотворно действует на так называемых гиперактивных детей, а также детей с мышечным тонусом. Ведь песок это медитативный, расслабляющий материал – в течение часа общения с песком стабилизируются все эмоциональные и физические процессы. Игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

Рисование песком – это сравнительно молодой и перспективный вид искусства, который появился примерно в 1970-х годах. «Первопроходцем» в этом направлении считают американку Кэролайн Лиф (Caroline Leaf), которая создала анимационный мультипликационный фильм "Петя и Волк" по симфонической сказке Сергея Прокофьева.

Молодая художница рассыпала по стеклу чёрный порошок и пальцами создавала из него некие образы. Её технику использовали многие аниматоры, в том числе венгр Ференц Цако (Ferenc Cak). Его удачный опыт и лег в основу нового вида искусства – рисования песком. Как правило, используют очищенный песок, но могут применяться соль и кофе и подобные вещества, которые тонкими слоями наносятся на подсвеченное стекло. Все действия выполняются пальцами рук, однако в качестве приспособлений могут использоваться стеки и кисточки. Художник в реальном времени на глазах у зрителей рисует картины тонким слоем песка.

Рисование песком доступно и полезно всем детям. В отличие от обычного рисования, песочная анимация предполагает работу одновременно обеими руками. Это способствует развитию взаимосвязи между полушариями головного мозга. Особенно показано рисование песком детям с задержками развития. Данный вид творчества стимулирует ускоренное развитие и мышления, и речи ребенка. Психологи объясняют это тем, что при работе с песком происходит колоссальное изменение образного и образно - логического мышления ребенка.

Сама текстура песка дает возможность для развития у детей координации движений рук, пальчиков во время рисования. Пересыпание песка из ладошки в ладошку, захват песка в кулачок, выравнивание песка на стекле - все эти движения непроизвольно влияют на развитие ребенка. Детки развивают ловкость рук и пальчиков. А как вы знаете мелкая моторика напрямую связана с развитием речи, поэтому все логопеды рекомендуют игры с сыпучими материалами.

Дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев, кистей рук. Мышцы рук оказываются вялыми или слишком напряженными. Все это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук и отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности. Овладение приемами осязательного восприятия объектов и умение выполнять практические действия при участии тактильно-двигательного анализатора дают детям с нарушением зрения возможности наиболее точно представлять предметы и пространство, что позволяет им быть более активными, любознательными в процессе игры и обучения.  При работе с песком учитываются индивидуальные особенности ребенка, в том числе, имеющего проблемы в развитии. Предлагаемые задания не воспринимаются детьми как упражнения, что позволяет в игровой форме развивать их моторику, зрительную и кинетическую память, чувство симметрии, а также навыки письма.

Для работы в технике «песочное рисование» используются различные сыпучие материалы: манная крупа, молотый кофе, морская соль, цветной и обычный песок.

Композиции могут быть не долговечными, выполненными в технике «песочной анимации», а могут быть исполнены на разноцветном картоне, закреплены клеем и лаком.

Для рисования нам понадобится: коробка с невысокими краями, листы цветного картона. Сыпучий материал можно выбрать в зависимости от тематики рисунка. Для рисования зимней композиции выберете черный или синий картон , и манку . Осеннюю картину нарисуйте на красном картоне желтой морской солью , или песком . Морскую тематику – синим и т.д. Рисовать можно сыпучими материалами по клею ПВА. На картоне клеем наносится рисунок, а затем сверху присыпается песком. Лишний песок стряхивается. Для рисования песком подойдут готовые раскраски. Клей наносится кисточкой на детали одного цвета, затем присыпается песком (любым сыпучим материалом в зависимости от композиции), лишний песок стряхивается. Далее снова наносится клей и посыпается песком.

Следующий вид  - рисование песком по стеклу с подсветкой.

Для этого необходима песочница с высокими бортами со стеклом и подсветкой снизу.  Для детей лучше использовать стеклопластик. Нужен чистый, промытый, прокаленный песок. Также можно рисовать и цветным песком.

С самого начала работы по обучению детей рисование на песке, необходимо научить детей техническим элементам рисования на песке.

такими являются:

- рисование указательным  пальчиком

- рисование мизинцем

- рисование ладонью

- рисование кулачками

- симметрично двумя руками

- отсечение лишнего.

Освоив основную технику рисования на песке, детям постепенно предлагается создавать образы по прочитанной сказке, стихотворению и т.д. - то, что больше всего запомнилось детям или впечатлило ребенка.

В технике «песочная анимация» можно инсценировать сказки. Это может быть как совместная деятельность педагога с детьми , так и самостоятельное детское творчество . Необходимо обеспечить свободный подход к столику с песком, где они смогут самостоятельно зарисовывать отдельные предметы или образы собственного сочинения. Некоторые дети могут писать цифры, буквы или слова и т. д., то есть то что им хочется в данный момент. Во время совместной и индивидуальной  деятельности с детьми можно попросить их выполнить упражнения или задания такие, как:

- поскользить по поверхности песка,

- выполняя зигзагообразные, и круговые движения (как машины едут,  как змейка ползет, как санки катятся, лыжи и т.д.

-выполнить те же движения, поставив, ладонь на ребро,

- пройтись ладонями или пальчиками по проложенным трасам, оставляя на них следы.

-  создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на песке.

Песок позволяет дольше сохранять работоспособность детей, так как все  ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Рисование на песке дает возможность ребенку ощущать себя успешным. Работа над рисунком начинается с фона, набираем песок в кулачки и рассыпаем его равномерным слоем по стеклу. Фон может быть как светлым, т. е .без песка, так и темным - когда все поле засыпано песком. Что бы получить рисунок на светлом поле, необходимо набрать немного песка в руку и, выпуская его тоненькой струйкой из зажатого кулачка, изображаем границы  образов. Рисунок на песке всегда можно подкорректировать, не нужно бояться сделать ошибку, в этом и заключается одна из прелестей  рисования песком - все поправимо.

Использования  рисование на песке, повышает интерес к занятиям, воспитанники чувствуют себя более успешными -- на занятиях нет места монотонности и скуке, а у малышей более легко проходит адаптационный период, напряжение и страх исчезают.

Манипулируя сыпучими материалами, дети избавляются от отрицательных эмоций.

Этот метод рисования позволяет глубже понять внутреннее состояние ребенка, помогает педагогу отреагировать на негативное переживание и снять возникшие психоэмоциональное напряжение (например - агрессию, тревожность, застенчивость и страх), а также положительно влияет на создание эмоционального комфорта в группе.

Использование нетрадиционной формы изобразительного искусства – «Рисование песком» помогает поддерживать и создавать условия для творческого потенциала детей, помогает развивать саморегуляцию эмоциональных реакций у детей, а также совершенствует коммуникативные навыки ,развивает совместную деятельность детей и воспитывает навыки сотрудничества.

25 марта 2016 в 23:34

Прикреплённые файлы:

Документ: Статья «Песочное рисование» как средство развитие тактильно – кинестетического восприятия у дошкольников с ОВЗ .

Описание файла:

Файл называется: igra-s-peskom_qfd1a.docx

Это официальный файл организации «Воспитатель Лямина Лариса Владимировна», в нём содержится Статья «Песочное рисование» как средство развитие тактильно – кинестетического восприятия у дошкольников с ОВЗ ..

Размер файла: 0,06 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.