Воспитатель Лямина Лариса Владимировна

Методическая разработка: "Формирование у детей умений пользоваться доступными средствами получения информации".


Воспитатель группы кратковременного пребывания

Лямина Л.В.

Санкт-Петербург

2016 г.

Возрастающее внимание педагогики и практики образования к вопросам информационной грамотности обусловлено главными особенностями современного мира - его высокой динамичностью и огромным потоком информации. Становится очевидным, что детей старшего дошкольного возраста необходимо учить пользоваться доступными средствами познания и получения информации.

Информационная грамотность - это умение формулировать информационную потребность, запрашивать, искать, отбирать, оценивать и перерабатывать информацию, в каком бы виде она ни была.

Для формирования у дошкольников информационной грамотности разработан план работы по блокам. Каждый блок или линия наполнены комплектом заданий и осуществляется по средствам специально организованной образовательной и игровой деятельности.

 

Основные содержательные линии предусматривают:

· формирование у детей потребности в дополнительной информации;

· работу с источниками информации (наблюдение; общение со старшими, умение задавать вопросы; книги, энциклопедии, справочники; телевидение, СР, Интернет);

· упорядочивание информации - умение ее классифицировать по разным признакам (алфавиту, числовому значению, в таблице);

· использование информации для построения умозаключений и принятия решений в различных жизненных ситуациях; умение ориентироваться в "школьном пространстве";

создание собственных информационных объектов - умение применять полученную информацию в практической деятельности при создании: макетов, графических работ (рисунков), проектов, подготовке сообщений, моделировании.

Теоретическое обоснование и практическое наполнение содержательных линий

Информационная потребность возникает тогда, когда стоящая перед человеком цель не может быть достигнута без привлечения дополнительной информации. Учитывая это, задания первого блока "Формирование потребности в дополнительной информации" предполагают создание ситуаций для воспитанников, когда им необходим поиск информации для решения поставленной задачи.

Игра "О чем рассказывает обложка книги?"

Игра "Что за дерево такое?"

Игра "Ферма."

Задания второго блока "Работа с источниками информации" направлены на развитие у дошкольников умений находить нужную информацию посредством наблюдения, общения со старшими, умения задавать вопросы; работы с книгами, энциклопедиями, справочниками; с помощью телевидения, СР, Интернета.

Зачастую организованная образовательная деятельность в ДОУ строится таким образом, что старшему дошкольнику необходимо самому найти нужную информацию, пользуясь книгами, энциклопедиями, справочниками, в т. ч. электронными ресурсами (телевидение, СО, Интернет). Использование медиаресурсов имеет ряд преимуществ:

· представление информации в игровой форме на экране компьютера вызывает у детей огромный интерес; движения, звук, анимация надолго привлекают внимание ребенка;

· проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером стимулируют познавательную активность детей;

· ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;

· в процессе работы за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;

· компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам их исправит;

· игровые обучающие программы приучают дошкольника к самостоятельности, развивают навык самоконтроля.

В отличие от обычных средств обучения медиатехнологии значительно расширяют возможности в сфере раннего развития, способствуют успешной реализации интеллектуальных и творческих способностей ребенка; позволяют не только насытить его большим количеством готовых, соответствующим образом отобранных структурированных знаний.

Игра наблюдение "Сколько значений у предмета"

Игра общение "Продолжи вопрос"

Третий блок "Упорядочивание информации" предполагает анализ и систематизацию информации по определенным признакам: алфавиту, числовому значению, в таблице. Важно научить ребенка классифицировать и дифференцировать исходную информацию. На это и направлены задания данного блока.

Игра "Библиотека"

Игра "Четвертый лишний"

Четвертый блок - "Использование информации для построения умозаключений и принятия решений в различных жизненных ситуациях" - «Умение ориентироваться в "школьном пространстве"». Умозаключения по аналогии требуют не только ума, но и развитого воображения. Проводятся они следующим образом: сопоставляются два объекта, в результате выясняется, чем они сходны и что может дать знание о свойствах одного объекта пониманию другого объекта. Особое внимание необходимо уделять заданиям на ориентирование дошкольника в будущем "школьном пространстве". Ребенок должен уметь принимать решения в различных жизненных ситуациях. Данный вид заданий поможет успешной адаптации будущих первоклассников к школе.

 Игра "На что похожи?"

 Игра "Принятие решений"

Пятый блок "Создание собственных информационных объектов" предполагает, что полученную разными способами информацию дети смогут использовать в практической деятельности при создании макетов, графических работ (рисунков), сообщений, проектов, моделировании.

Полученную информацию в ходе выполнения заданий данного блока дети представляют в виде рисунка или графической работы.

Для передачи информации при выполнении заданий дошкольники используют сообщение, в ходе которого передаваемая информация может совпадать и не совпадать с содержанием речевого произведения.

С целью исследования детьми объектов (предметов, процессов, явлений) познания используются их модели. Упражнения на создание информационных моделей помогают дошкольникам получить объяснение этих явлений, дополнительную информацию о признаках предметов и т. д

Задание:

Показать на календаре природы, используя специальные значки-символы, явления в природе.

Составить план комнаты, схему маршрута.

Разработать выкройку для платья.

Метод проектов - способ достижения дидактической цели посредством детальной разработки проблемы (технологии), которая должна завершиться реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е.С. Полат).

В практике современных дошкольных учреждений используются проекты следующих видов:

· исследовательско-творческие - дети экспериментируют, а результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

· ролеигровые с элементами творческих игр - дошкольники в образе персонажей сказки по- своему решают поставленные задачи;

· информационно-практико-ориентированные - воспитанники собирают и реализуют информацию, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн групповой комнаты, витражи и др.);

· творческие - оформление результата в виде детского праздника, дизайна, например Театральной недели.

· Тема нашего проекта: "Я в мире людей",название проекта: "День защитника отечества".

Таким образом, в результате освоения общих навыков работы с информацией выпускники пред - школьной группы будут уметь:

· оценивать потребность в дополнительной информации;

· определять возможные источники информации и способы поиска (на своем уровне, при помощи взрослых);

· осуществлять поиск информации в книгах, энциклопедиях, библиотеке, Интернете; получать информацию из наблюдений, при общении;

· анализировать полученные сведения и представлять их в наглядном виде (таблицах, схемах);

· организовывать информацию тематически, упорядочивать по алфавиту, числовым значениям;

· создавать небольшие информационные объекты (рисунки, сообщения, макеты, модели, проекты);

· использовать информацию для построения умозаключений и принятия решений.

25 марта 2016 в 23:10

Прикреплённые файлы:

Документ: Методическая разработка: "Формирование у детей умений пользоваться доступными средствами получения информации".

Описание файла:

Файл называется: formirovanie-u-detei-umenii-polzovatsja-sredstvami-poluchenija-informaci_qfd1a.doc

Это официальный файл организации «Воспитатель Лямина Лариса Владимировна», в нём содержится Методическая разработка: "Формирование у детей умений пользоваться доступными средствами получения информации"..

Размер файла: 0,04 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.